Вторичный асфальт: слишком тщательно охраняемый секрет

«Лемминкяйнен превосходно удается применение вторичного асфальта. Но, к сожалению, нам не так хорошо удается информировать об этом общественность», - говорит Ларс Форстéн, директор по исследованиям и развитию в центральной лаборатории в Хельсинки.

За 40 лет работы в компании Лемминкяйнен он стал «гуру в вопросах асфальта» и не устает говорить о его хороших свойствах.

Асфальт состоит в основном из дробленого гравия или горной породы и битума на масляной основе. При применении вторичного асфальта старое асфальтовое покрытие снимают, собирают и транспортируют на асфальтовый завод. Затем старый асфальт измельчают в пригодное для использования сырье. Производимый продукт, который называют RAP (восстановленное асфальтовое покрытие), применяют в асфальтобетонных смесях.

«Благодаря применению битума и нерудных материалов со старого асфальта мы снижаем потребление энергии и потребляем меньше CO2», - говорит Ларс.

Лемминкяйнен выполняет работы по асфальтированию во всех своих странах присутствия. Но Финляндия и Дания на шаг опережают прочие страны в отношении применения RAP в асфальтировании.

Обновление битума

Одна из причин отставания прочих скандинавских стран - разные нормы. По сравнению с Финляндией Швеция имеет более строгие нормы, особенно для верхних слоев дорожного покрытия.

«Швеция разрешает использовать 20% RAP в асфальте, Финляндия – 50%», - говорит Ларс. «Дорожное ведомство Швеции по-прежнему считает асфальт с содержанием RAP более твердым и непрочным. Это было справедливо 10 лет назад, но ситуация изменилась», - говорит Ларс.

Исследование Лемминкяйнен показало: сейчас нам очень хорошо удается обновлять старый битум путем добавления нового и более мягкого битума. «Это значит, что сегодня вторичный асфальт ни в чем не уступает первичному», - утверждает Ларс.

Изменившиеся нормы

В Дании начальник лаборатории Лотте Регель Йозефсен и ее коллеги успешно работают над лоббированием применения RAP.

Два года назад Дорожное ведомство Дании внесло изменения в тендерные документы. Сегодня все верхние слои покрытия на дорогах государственного значения могут выполняться с применением RAP за исключением верхних слоев покрытия автомагистралей. Также Копенгаген изменил свои нормы.

«Раньше городские власти не разрешали применять RAP. Теперь они разрешают применять 40% RAP в подстилающих слоях дорожного покрытия», - говорит Лотте.

Но даже при этом для Дании типична ситуация, когда заказчики вносят ограничения в тендерные документы, которые более консервативны, чем официальные нормы.

«Это происходит отчасти потому, что многие датские заказчики используют старую тендерную документацию и недостаточно осведомлены о вторичном асфальте. Люди также думают, что RAP может повлиять на качество. Но это не так - если подрядчик правильно работает с вторичным асфальтом и имеет необходимые навыки», - говорит Лотте.

Низкие температуры для устойчивого развития

Другим успешным продуктом является низкотемпературный асфальт (LTA). «Этот продукт также экономит энергию, способствует меньшему загрязнению окружающей среды и улучшению условий труда для рабочих, так как температура асфальта при этом на 20-25 градусов ниже в зависимости от асфальтовой смеси», - рассказывает Лео Каариниеми, старший вице-президент бизнес-сегмента «Асфальтирование».

Он объясняет, что LTA, в основном, используют в Финляндии и Норвегии, но он уверен в том, что этот продукт будет применяться и в других странах.

«Иногда люди думают, что асфальт - антоним слова «экологичный», - говорит Лотте. «Поэтому важно рассказать миру о том, что у нас есть эти фантастические продукты. А также о том, что асфальт на 100% подлежит вторичному использованию».

Текст: Петра Шуверман

Современные факты об асфальте

  • Компания Лемминкяйнен - одна из самых успешных в отношении вторичного использования асфальта в своей рыночной области, особенно в Финляндии и Дании.
  • Низкотемпературный асфальт в основном применяется в Норвегии и Финляндии.
  • RAP и низкотемпературный асфальт способствуют снижению затрат на энергию и сокращению выбросов углекислого газа.

23.03.2015

21 человек(а) поставили отметку «Нравится»