Больше пространства для городской жизни

Город может расти даже ниже уровня земли. Центр финского города Оулу станет более доступным для горожан, поскольку автомобили переедут глубоко под землю. Мы разработали в недрах скал современный паркинг, который будет открыт осенью 2015 г.

В г. Оулу ведется строительство уникального сооружения - паркинга площадью 50 000 м2. Подобные объекты были реализованы нами в разных городах и ранее, но отличительной чертой данного проекта было то, что в наши обязательства входило не только строительство, но полный пакет по проектированию объекта. Всего в разработке проектной документации принимали участие 8 проектных компаний.

Для заказчика и горожан очень важно, чтобы помехи от строительных работ, особенно в самом центре города, занимали максимально короткий промежуток времени. «Основной вызов проекта – сжатый график работ», - говорит начальник проекта Хейкки Керянен (на фото сверху). «График удалось соблюсти, так как мы отчасти совместили по времени скальные и строительные работы. Работа будет сдана осенью 2015 г., как и планировалось».

Подряд на виду и на слуху

Работы, начатые в 2012 г., были видны и слышны во всем городе. В недрах земли было разработано путем ведения взрывных работ и затем вывезено примерно 70 000 грузовиков скальной породы. Позитивной неожиданностью стало то, что скальная порода оказалась очень твердой, что способствовало проведению взрывных работ на более крупных участках и поэтапному укреплению свода шахт трех- и пятиметровыми опорами. Но попадались также участки со слабым скальным грунтом.

Всего в паркинге 6 залов. На данный момент выполняется оштукатуривание стен, монтаж лифтов. В паркинге организовано отраженное освещение при помощи люминесцентных светильников, смонтированных по краям сводчатых потолков, что напоминает кабину самолета.

Хорошо выделяющиеся на поверхности земли красные порталы задают направление для движения автомобилей внутрь Каменного сердца Оулу (Оулун Кивисюдян). Проезд ведет на глубину 25 м. Сориентироваться в большом пространстве помогают четкая дорожная разметка, знаки и 55 -дюймовый экран, который подсказывает водителю маршрут в необходимую парковочную секцию.

В отделочных работах принимает участие плотник Паси Сутинен. «В настоящий момент устанавливаю настенные плиты и временное освещение. Могу выполнять самые разные виды строительно-монтажных работ».

Гибкие планы

Уже после начала производства работ проект Кивисюдян претерпел изменения, так как в него вошли коммерческие компании, пожелавшие иметь прямой доступ из подземной автостоянки в свои наземные помещения. Инженер проекта Тапани Ууситало рассказывает, что необходимо было адаптировать пожелания клиентов к проектной документации. «Это потребовало гибкости от всех участников проекта, было проведено множество совещаний».

От Лемминкяйнен на стройплощадке, помимо специалистов взрывных и скальных работ, работали специалисты по устройству оснований и инженеры-строители. Инженер проекта Яркко Мериляйнен положительно отзывается о командном настрое: «В данном проекте было много переменных факторов. Главной задачей для всех нас, сотрудников Лемминкяйнен, вне зависимости от того, какое подразделение мы представляли, был поиск лучших решений по срокам и этапам работ. Тщательное планирование позволило нам остаться в графике».

Оулун Кивисюдян, краткая информация

  • 900 мест, 2 пандуса для въезда-выезда, 6 парковочных залов, 9 галерей для доступа пешеходов в надземные коммерческие помещения и уличную зону, 25 лифтов.
  • на стройплощадке было занято в среднем 100 человек в ходе всего срока строительства.
  • подземная уличная сеть для автомобилей и пешеходов.
  • тоннель для обслуживающего транспорта под центром города. 4 сервисных площадки, соединенные с надземными коммерческими строениями; 2 строятся в настоящее время и 2 будут построены позже.
  • убежище для населения на 3 000 человек.

Текст: Пиркко Койву
Фото: Яани Фер

Йоуни Анттила, генеральный директор АО Оулун Пюсякёйнти

«Это большой и сложный проект для нашей муниципальной компании, в ведении которой находится управление паркингом. Мы хотели получить простой в эксплуатации, безопасный и современный паркинг. По окончании строительства передвижение пешеходов и велосипедистов в центре Оулу будет еще более безопасным. Пока автомобилям приходится описывать круги по центральным кварталам в поисках свободного парковочного места. «Ралли» по городским кварталам закончится, когда машины уйдут под землю. Одновременно можно будет развивать и центр города. Уже сейчас начинается реализация первых проектов, в частности, строительство новых торговых центров».

Юха Палданиус, Архитектурное бюро Аркдизайн

«Нами были разработаны разделы проекта, в которые вошли указатели проездов, порталы, конструкции входов в лифтовые шахты и их цветовые решения. Красный цвет – цвет бренда паркинга - показывает клиентам маршруты проезда. Мы стремились смягчить внешний образ Кивисюдян, сделать парковку комфортной и доступной. Что касается надземных элементов, то мы хотели, чтобы они были привлекательны для горожан, поэтому мы использовали двойные фасады, формирующиеся из стальных перфорированных панелей Кортен. Темой изображений стали старые фотографии города Оулу. На фоне перфорированных панелей установлены регулируемые светильники, поэтому изображения можно наблюдать и в темное время суток».

Яннис Миккола, руководитель проектной компании Сито Групп

«Мы проектировали архитектурную часть подземных помещений и транспортных сооружений Кивисюдян. Нашей целью было проектирование простой в строительстве и эксплуатации одноуровневой системы пещер.
В проектную документацию вносились изменения уже после начала работ, в частности пришлось смещать расположение шахт с учетом новых городских строительных проектов. Изменения вносились ускоренными темпами: в понедельник нам сообщали о новых потребностях, а уже к концу недели мы сдавали готовый проект. Это стало возможным благодаря успешному сотрудничеству с Лемминкяйнен, обе стороны проявили высокую степень доверия при внесении изменений в проектную документацию».

08.06.2015

18 человек(а) поставили отметку «Нравится»